Нестерова Елена Григорьевна
Воспитатель ,ГОУ «Детский дом №3»
Игра для старшеклассников, посвященная проблеме осознанного выбора профессии.
В наше время на российском рынке труда складывается непростая ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии игры использованы разнообразные формы и методы работы (творческие задания, проблемная ситуация, групповые задания).
Цели; расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: игра.
План занятия:
Игра «Суперинтуиция»
Работа в команде «Самые востребованные профессии в РК»
Работа в команде «Составление резюме для педагога».
Инсценировка ситуации приема на работу.
Работа в команде« Плюсы и минусы профессии учитель».
Работа в команде «Модные профессии»
7.Подведение итогов (рефлексия).
Ход игры
Воспитатель. Добрый день. Ребята, скоро вам предстоит очень ответственный выбор – выбор профессии от которой зависит ваша
дальнейшая судьба. В нашей стране около шесть тысяч профессий и среди них надо выбрать ту специальность,которая востребована на сегодняшний день. Для этого я предлагаю вам сыграть в деловую игру и поделиться на две команды, ну и как водится придумать своей команде название.
I. Игра «Суперинтуиция»
Начнем нашу деловую игру с разминочного конкурса. Посмотрите на экран, здесь вы видите фотографии людей разных профессий. Ваше задание: определить, какой специальности данные люди. Вам дается три минуты(Слайд № 2).
2.Работа в команде по теме «Самые востребованные профессии в РК»
Воспитатель. Следующее задание послушайте внимательно. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить список десяти самых востребованных профессий среди служащих в нашей республике.
Среди специальностей служащих самыми вoстребованными из заявленных в республиканскую службу занятости работодателями вакансий являются медицинские сестры. Об этом сообщили в Управлении РК по занятости населения.
По последней информации, в базе данных вакансий по региону заявлено 395 медсестер. Второе место по востребованности занимают врачи — 281 вакансия, третье место по потребности занимают инженеры — 221 вакансия.
Среди специальностей служащих самые востребованные:
Медицинская сестра
|
395
|
Врач
|
281
|
Инженер
|
221
|
Специалист
|
174
|
Воспитатель детского сада (яслей-сада)
|
140
|
Мастер
|
135
|
Учитель
|
119
|
Охранник
|
112
|
Бухгалтер
|
99
|
Менеджер
|
94
|
3.Работа в команде «Составление резюме»
Воспитатель. Ребята, при поступлении на работу вам надо будет обязательно написать резюме. Вы знаете, что это такое? Правильно, это лаконичное описание на одной двух страницах основных фактов личной трудовой биографии с указанием профессиональных достоинств, показывающее потенциал работника и его способность занять конкретную должность. Внимательно послушайте задание .Вот перед вами образцы резюме. Представьте, что я работодатель, директор школы. Мне нужен учитель географии. Сейчас вы должны составить резюме для педагога, а затем мы разыграем ситуацию приема на работу, где один человек из команды будет педагогом, а я директором.
4.Работа в команде по теме «Плюсы и минусы профессии учитель»
Воспитатель. Это задание довольно сложное, но я думаю вы справитесь .Одна команда должна назвать положительные стороны профессии учитель ,а вторая – отрицательные.
Список отрицательных качеств:
- колоссальные нервные перегрузки на уроках;
- подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;
- нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;
- отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);
- некогда заниматься своими детьми;
- неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;
- низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.
Список положительных качеств:
- постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;
- постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;
- большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;
- собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;
- рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно заняться домашними делами;
- работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;
- зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.
5.Работа в команде «Самые модные профессии»
Воспитатель. Следующее задание послушайте внимательно. На доске записаны профессии, которые недавно появились в России. Ваша задача: в течение трех минут подумать и дать ответ, чем занимаются люди данных профессий?( Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.
Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.
Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
6.Рефлексия.
Воспитатель. Наша деловая игра подошла к концу.А теперь к вам всем вопрос: какое задание вам понравилось и почему?(…)Спасибо вам за нашу игру и желаю вам всем найти свою правильную дорогу в жизни!
|