Пятница, 19.04.2024, 10:18
Сайт воспитателя Нестеровой Е.Г.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Полезные сайты
Федеральный институт педагогических измерений Министерство Образования и Науки РФ Министерство образования РК Инфоурок: http://infourok.ru/ ЗАВУЧ.инфо: zavuch.info Фестиваль педагогических идей Открытый урок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Карта посещений
Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка по трудовому воспитанию.

Методическая разработка

по трудовому воспитанию

Тема: «Вырезанка»

Составители:

Пельмегова Н.Г,

Нестерова Е.Г.,

Балаболина О.Э.,

Лоптева Г.Г.,

Шарапова В.Е.

Пояснительная записка

Возраст детей: 10 -12 лет

Форма реализации – занятие практикум

Это занятие является одним из занятий цикла, где развиваются творческие способности детей. Обучение искусству «вырезанка» дает возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева.Подобные занятия насыщены богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Дети с особыми потребностями в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чём сосредоточиться), нарушения деятельности  (несформированность навыков, трудности планирования, некритичность к своей работе), нарушения мелкой моторики пальцев, лучше усваивают и закрепляют знания, умения, навыки в форме таких коррекционно-развивающих занятий. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась заинтересованность, которую он может применить в жизни. Ребенок не только овладевает универсальными способами действия, выполняя работу через образы, но и  находится в ситуации выбора. Развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств активизируют его, способствуют дальнейшей социальной адаптации, подготовке к современным требованиям рынка труда.Традиции и принципы народного вырезывания из самой обыкновенной бумаги находят сегодня широкое применение во многих сферах декоративно - прикладного творчества и дизайна. Ею украшают интерьеры кабинетов и квартир, страницы учебников и книг, открытки и визитные карточки, игрушки и обереги. В настоящее время в этот ряд добавляется концептуальный арт–объект, иллюстрация, плакат. По оценке искусствоведов, это один из самых перспективных, стремительно развивающихся и востребованных во всём мире видов искусства.

 

1.Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным   традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого  мышления, интереса, фантазии при выполнении работ. Может быть полезна на уроках рисования, труда, занятиях по работе с бумагой, содержит информацию о видеприкладного искусства и его применении в старину и настоящее время.

2.Содержание.

Чтобы сформировать интерес к народному искусству, надо сначала узнать историю его происхождения. Россия всегда была богата на таланты, и народные её умельцы творили и создавали превеликое множество всевозможных предметов народного искусства. Это один из жанров декоративно-прикладного искусства, которое в наши дни стало практически забытым и лишь в самом конце 20 века стало понемногу возрождаться. Речь идёт о так называемом художественном ажурном вырезании из бумаги, которое известно у многих народов и у каждого под своим собственным названием. Этот вид творчества появлялся в тех местностях, где существовало производство бумаги. Более того-бумаги доступной, то есть недорогой. И, конечно, начало было положено в стране, которая, возможно, сразу представилась вам после слова «бумага» - Китае. В Китае искусство ажурной бумаги называют «цзяньчжи», на Украине - вытынанка,в Белоруссии- выцинанка.В Западной Европе более всего было распространено искусство вырезания бумажных силуэтов, в России чаще всего называли вырезанками или выстриганками. Название этому жанру дал сам способ создания: ведь для того, чтобы появилась бумажная ажурная картинка не нужно ничего, кроме листа бумаги и ножниц, причём крестьяне и другой

простой люд использовали для тончайшей и филигранной работы большие, и, казалось бы, на первый взгляд, неуклюжие ножницы для стрижки овец. Самое большое своё распространение в России вырезанки имели в 19-начале20века,когда бумага не была уже предметом роскоши и её покупку могли себе позволить даже самые бедные люди. В немалой степени этому способствовало снижение цены на бумагу. Ажурными бумажными салфетками украшали столы, ажурные полотенца вешали в так называемых «красных углах», окна занавешивали узорными шторами. Чаще всего русские народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали глубинную славянскую символику, которая уходит своими корнями в языческое, дохристианское прошлое Руси. Благодаря умелым рукам мастера получались ажурные изделия, иногда - настоящие шедевры. В наше время на выставках народного творчества выставляются работы, принадлежащие разным умельцам - четырёхлетним художникам и шестидесятилетним мастерам. Годы здесь не имеют значения: одни начинают заниматься в детстве, другие в зрелом возрасте. Это искусство удивительно и   ещё  тем, что оно преходяще: немного осталось старинных образцов, так как авторы зачастую уничтожали (выкидывали, сжигали) пожелтевшие, или подпортившиеся недолговечные бумажные украшения. И с лёгкостью делали  новые. Мотивация же всегда была: обновить украшения, сделать новый декор к сезонным либо тематическим празднествам, порадовать ребёнка. Каждому народу и стране присуща индивидуальная символика, но, тесно переплетаясь с внутренним миром человека, она становится доступна любому вдумчивому зрителю, отзываясь в нём, как нечто давно знакомое, но сказанное новым языком. Главное - уметь пользоваться инструментами и слушать свой внутренний и окружающий миры.

 

3.Введение

Почему именно работа с бумагой?

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением  талантливых детей и работой с ними. Развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств способствует дальнейшей социальной адаптации, подготовке к современным требованиям рынка труда. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков. Мудрость и талант народных мастеров живут в веках,   передаваясь от поколения к поколению. Древние искусства народных промыслов, как родники, несут в себе животворную свежесть.

Обучение искусствувырезанкидаёт уникальную возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева. Дети с особыми потребностями в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чём сосредоточиться), нарушения деятельности  (несформированность навыков, трудности планирования,некритичность к своей работе), нарушения мелкой моторики пальцев, лучше усваивают и закрепляют знания, умения, навыки в форме таких коррекционно-развивающих занятий. Такие работы помогают снимать усталость, напряжение, могут быть использованы как один из приёмов психологической разгрузки.

4.Целевая аудитория: 7 класс.

 5.Методическое обоснование темы.

   Занятие-практикум построено  на основе практической работы, по принципу диалога,  осуществления  связи теории с практикой.

 

   Цель: формирование потребности детей в приобретении умений и навыков освоения техники «вырезанка».

    Задачи:

  • Образовательная:
  • Знакомство с техникой «вырезанка», видами вырезанки.
  • Воспитательная:
  • Формирование ценности и уникальности   техники  «вырезанка»
  • Коррекционная:
  • Формирование осознанного речевого высказывания
  • Формирование умений и навыков работы с канцелярским ножом

   6.Форма реализации – занятие - практикум.

    Цель творческих работ – внимательное наблюдение, глубокое осмысление, возможность реализовать свои неординарные замыслы, выработать свой, индивидуальный стиль  деятельности, формирование художественно – творческой активности, познавательного отношения к делу. Особое место занимает коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Коллективные творческие работы дают возможность ребёнку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Подобные занятия насыщены богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Развитие творческих способностей, коммуникативных и личностных качеств по данной теме безгранично. Традиции и принципы народного вырезывания из самой обыкновенной бумаги находят сегодня широкое применение во многих сферах декоративно - прикладного творчества и дизайна. Ею украшают интерьеры кабинетов и квартир, страницы учебников и книг, открытки и визитные карточки, игрушки и обереги. В настоящее время в этотряд добавляется концептуальный арт–объект, иллюстрация, плакат. По оценке искусствоведов, это один из самых перспективных, стремительно развивающихся и востребованных во всём мире видов искусства.

7.Оборудование:                                                              

Картины, предметно – операционный план.

Материалы: бумага, простые карандаши.

 Инструменты и приспособления: канцелярские ножи, маникюрные ножницы.

 Выставка: картины.

 

 

 8. Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Организаяучащихся.

 

Настрой на «позитив».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительная часть  (создание проблемы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История путешествия

вырезанки по миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с различными видами вырезанок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с вырезанкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап закрепления.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка работ (создание единого произведения  из 9 картин).

  • Приветствие(встали, подтянулись,настроились на творческую работу).
  • Всем, всем добрый день, прочь с дороги нашей лень. Не мешай ты нам трудиться, не мешай ты нам учиться. За работою опять будем знания получать.
  • На этом этапе задействованы регулятивные универсальные действия – саморегуляция, как способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию.

 

  • Сегодня мы всех приглашаем в нашу творческую мастерскую. Ребята, вы познакомились с выставкой работ.Как вы считаете, как  получаются  эти работы?

На этом этапе – познавательные УУД - Формулирование проблемы.Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные - постановка вопроса(инициативное сотрудничество в поиске информации)

 

 

Способ нам не известен, но он используется с  давних времен.

Начало было положено в стране,которая сразу представилась вам после слова «бумага» - в Китае.

Вырезанкой занимались китайские  девушки из богатых семей. Спустя время,когда бумага подешевела,стала доступной для народа, ею стали заниматься крестьяне. И произошло  это, по разным данным, в 7-12 веках (приложение 2).

Название этому жанру декоративно-прикладного искусства дал сам способ создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, не нужно ничего, кроме листа бумаги и ножниц. Давайте попробуем вырезать заготовку.

Ножницами резать неудобно, это очень трудоёмкий процесс, так ажурно вырезать не сможем.

 

Это изысканное искусство ажурного вырезания с большим акцентом на тщательность. Может, кто-то из вас предложит, чем ещё можно воспользоваться?

Учитель даёт инструкцию, как правильно пользоваться резаком. На этом этапе ПУУД -Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

 

 

А чтобы вы могли предложить, чтобы было комфортно и эффективно работать.

 

 

А что ещё важно знать при работе с острыми инструментами?

 

Теперь мы знаем, что нам надо для начала работы с вырезанкой.

 

 

 

 

 

 

 

  • Виды вырезанок:
  •  
  •  

Силуэтное, (приложение 3).

  • Способы создания узоров:

Симметричный (зеркальный, одна ось симметрии).

Центрический (розетковый, несколько осей симметрии, проходящих через один центр).

Раппортный (повторяющиеся элементы орнамента, несколько осей симметрии, расположенных параллельно друг другу), (приложение 4).

Мы узнали про виды и способы.

На этом этапе познавательные УУД – выделение необходимой информации.

 

1.Рисуем рисунок, фантазируем.

2.Можно использовать шаблоны.

3.Вырезаем.

4.Подбираем цветовой фон.

5. Наклеиваем силуэты на цветные листы (приложение 9).

У каждого своя работа,  а в целом должен получиться коллаж, т.е. сюжетная, отображающая совокупность действий, событий сборная картина из 9 картин (приложение 10).

 

Расскажите, как делали свою работу?

ПУУД-структурирование знаний. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. РУУД-планирование последовательности, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения.

 

Что нового вы узнали на занятии?

Появилось ли желание продолжить работу по вырезанкам в будущем?

РУУД-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

  • У вас на партах лежат солнышки – смайлики.

Если вам захотелось узнать больше о технике вырезанка, приклейте солнышко с улыбкой на зеленый лист.

Если вы на занятии работали хорошо, но могли лучше, приклейте задумчивое солнышко на желтый лист.

Если испытывали трудности, то обиженное солнышко приклейте на красный лист.

  • Обоснуйте свой выбор и приклейте солнышки на цветные листы (приложение 11).

Работа, сделанная своими руками,  в которую вложена частичка своей души, остается в сердце и мне бы хотелось, чтобы вы стали еще:

чуть-чуть добрее,

чуть-чуть мудрее,

чуть-чуть внимательнее друг к другу,

чтобы вам захотелось беречь тот мир и ту природу, где мы живём.

 

 

 

Произносят хором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробуют ножницами.

Дети приходят к выводу, что неудобно.

 

 

 

Дети предлагают: лезвие, нож, резак.

Дети приходят к выводу, что: опасно, неудобно.

Из всех предложенных инструментов выбирают резак.

Приходят к выводу:  резать на весу неудобно, так как бумагу приходится держать на весу, чтобы не испортить поверхность стола.

 

Дети предлагают  подложить под картину, заготовку что-нибудь плоское, твёрдое (дощечка для лепки).

 

При работе надо соблюдать технику безопасности. Вырабатывают правила работы с ножом (аналогия работы с ножницами)

 

 

 

 

 

Показ рисунков, объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, объясняют и прикрепляют карточки к  картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Список использованных источников:

1. «Аппликация». М. А.Гусакова.                                                                                                                    

2. «Искусство силуэта».Э.В.Кузнецова.

10.Приложения.

1.Оформление кабинета.

2.Историческая минутка.

3.Виды вырезанок.

4.Способы создания узоров.

       5.Графический диктант.

       6.Словарная работа(рисунок с оленеводом).

       7.Пальчиковая гимнастика «Чум».

       8.Правила безопасной работы канцелярскими ножами.

9.План работы. Технологическая карта

       10.Фотография готового изделия на доске.

       11.Фотография смайликов.

       12.Фотография класса.

       13.Картины.

       14.Работы детей.

 

 

 

 

 

 Приложение 1.

 

 

                                   Оформление кабинета.

 

Доска- Тема: «Ижемский край - один на планете, один и любимее всех»

                         Техника «Вырезанка»

 

  • Картины.
  • Виды вырезанок.
  • Способы создания узоров.
  • Правила безопасной работы канцелярскими ножами.
  • План работы или технологическая карта.

 

Стол- выставка:

  • Графический диктант, работы детей.
  • Книги по вырезанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Историческая минутка.

Самое большое своё распространение в России вырезанки имели в 19-начале 20 века, когда бумага не была уже предметом роскоши и её покупку могли себе позволить даже самые бедные люди. Использовались готовыевырезанки для украшения незамысловатого крестьянского быта.  Они могли служить украшением домашнего иконостаса или стен, их использовали вместо вязаных салфеток, они могли даже висеть на окнах в качестве ажурных бумажных занавесок. При этом служили они обычно  не долго из-за недолговечности материала и перед Великими праздниками, такими как Пасха или Рождество, старые снимались и безжалостно выбрасывались, чтобы быть заменёнными на новые. Это стало одной из главных причин, почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло крайне мало. Людей, чьё искусство вырезания из бумаги не  только бы дошло до нас из глубины веков, но и стало бы признанным произведением народного  искусства, не так уж много. Одним из таких людей был русский самородок, ивановский крестьянин Капитон Иванович Воробьёв, которого окружающие звали пренебрежительно Акакием. Всю свою жизнь этот талантливый  человек прожил странником, в буквальном смысле «не имея даже где главы подклонить», и выплёскивал всё богатство своей души в удивительные бумажные вырезки. Что только не вырезал Капитон Иванович из бумаги - это были прекрасные церкви и часовни, виденные им в дороге, богатое церковное убранство и незамысловатые деревенские избы с резными наличниками, сказочные дворцы и терема, фантастические деревья и мифологические птицы-фениксы. Также он много вырезал сюжетов, связанных просто с деревенским бытом: домашнюю птицу, скот, людей, встреченных им в странствиях. Всё это бумажное богатство могло бы не сохраниться и быть для нас навсегда потерянным, если бы на пути народного художника не встретился академик живописи Н.Н.Харламов, который сумел не только разглядеть в незатейливых бумажках настоящее искусство, но и став другом простого крестьянина, стал хранителем и коллекционером его творчества. Сейчас картины Капитона Воробьёва, вырезанные из бумаги, можно увидеть в Государственном музее Палехского искусства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

  •  
  •  
  •  
  •  

Начало было положено в стране,которая сразу представилась вам после слова «бумага» - в Китае.

Вырезанкой занимались китайские  девушки из богатых семей. Спустя время,когда бумага подешевела,стала доступной для народа, ею стали заниматься крестьяне. И произошло  это, по разным данным, в 7-12 веках.

Название этому жанру декоративно-прикладного искусства дал сам способ создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, не нужно ничего, кроме листа бумаги и ножниц.

«Вырезанка»- это не требующий больших расходов вид прикладного искусства.

Это изысканное искусство ажурного вырезания с большим акцентом на тщательность.

Виды вырезанок:

  1.  
  2.  

          Силуэтное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Способы создания узоров:

  • Симметричный (зеркальный, одна ось симметрии).
  • Центрический (розетковый, несколько осей симметрии, проходящих через один центр).
  • Раппортный (повторяющиеся элементы орнамента, несколько осей симметрии, расположенных параллельно друг другу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симметричный способ.

 

 

 

 

Центрический  способ.

 

 

 

Раппортный способ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Силуэтный способ

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

                                                                                                                                                                                  

Приложение 6

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

Приложение 8.

 

Правила безопасной работы канцелярскими ножами:

 

1.Берем с разрешения педагога.

2.Режущий инструмент, работаем осторожно, не подставляем пальцы под лезвия.

3.Передвигаем колпачок,   выдвигаем лезвие на необходимую длину

4. Задвигаем колпачок, лезвие  закрывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

ПЛАН РАБОТЫ:

1.Рисуем рисунок, фантазируем.

2.Можно использовать шаблоны.

3.Вырезаем.

4.Подбираем цветовой фон.

5. Наклеиваем силуэты на цветные листы (приложение 9) . У каждого своя работа,  а в целом должен получиться коллаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

 

 

Приложение 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по трудовому воспитанию

Тема: «Вырезанка»

 

 

 

 

 

Составители:

Пельмегова Н.Г,

Нестерова Е.Г.,

Балаболина О.Э.,

Лоптева Г.Г.,

Шарапова В.Е.

 

 

 

 

Сыктывкар

2013 г.

Пояснительная записка.

Возраст детей: 10 -12 лет

Форма реализации – занятие практикум

Это занятие является одним из занятий цикла, где развиваются творческие способности детей. Обучение искусству «вырезанка» дает возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева.Подобные занятия насыщены богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Дети с особыми потребностями в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чём сосредоточиться), нарушения деятельности  (несформированность навыков, трудности планирования, некритичность к своей работе), нарушения мелкой моторики пальцев, лучше усваивают и закрепляют знания, умения, навыки в форме таких коррекционно-развивающих занятий. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась заинтересованность, которую он может применить в жизни. Ребенок не только овладевает универсальными способами действия, выполняя работу через образы, но и  находится в ситуации выбора. Развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств активизируют его, способствуют дальнейшей социальной адаптации, подготовке к современным требованиям рынка труда.Традиции и принципы народного вырезывания из самой обыкновенной бумаги находят сегодня широкое применение во многих сферах декоративно - прикладного творчества и дизайна. Ею украшают интерьеры кабинетов и квартир, страницы учебников и книг, открытки и визитные карточки, игрушки и обереги. В настоящее время в этот ряд добавляется концептуальный арт–объект, иллюстрация, плакат. По оценке искусствоведов, это один из самых перспективных, стремительно развивающихся и востребованных во всём мире видов искусства.

 

1.Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным   традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого  мышления, интереса, фантазии при выполнении работ. Может быть полезна на уроках рисования, труда, занятиях по работе с бумагой, содержит информацию о видеприкладного искусства и его применении в старину и настоящее время.

2.Содержание.

Чтобы сформировать интерес к народному искусству, надо сначала узнать историю его происхождения. Россия всегда была богата на таланты, и народные её умельцы творили и создавали превеликое множество всевозможных предметов народного искусства. Это один из жанров декоративно-прикладного искусства, которое в наши дни стало практически забытым и лишь в самом конце 20 века стало понемногу возрождаться. Речь идёт о так называемом художественном ажурном вырезании из бумаги, которое известно у многих народов и у каждого под своим собственным названием. Этот вид творчества появлялся в тех местностях, где существовало производство бумаги. Более того-бумаги доступной, то есть недорогой. И, конечно, начало было положено в стране, которая, возможно, сразу представилась вам после слова «бумага» - Китае. В Китае искусство ажурной бумаги называют «цзяньчжи», на Украине - вытынанка,в Белоруссии- выцинанка.В Западной Европе более всего было распространено искусство вырезания бумажных силуэтов, в России чаще всего называли вырезанками или выстриганками. Название этому жанру дал сам способ создания: ведь для того, чтобы появилась бумажная ажурная картинка не нужно ничего, кроме листа бумаги и ножниц, причём крестьяне и другой

простой люд использовали для тончайшей и филигранной работы большие, и, казалось бы, на первый взгляд, неуклюжие ножницы для стрижки овец. Самое большое своё распространение в России вырезанки имели в 19-начале20века,когда бумага не была уже предметом роскоши и её покупку могли себе позволить даже самые бедные люди. В немалой степени этому способствовало снижение цены на бумагу. Ажурными бумажными салфетками украшали столы, ажурные полотенца вешали в так называемых «красных углах», окна занавешивали узорными шторами. Чаще всего русские народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали глубинную славянскую символику, которая уходит своими корнями в языческое, дохристианское прошлое Руси. Благодаря умелым рукам мастера получались ажурные изделия, иногда - настоящие шедевры. В наше время на выставках народного творчества выставляются работы, принадлежащие разным умельцам - четырёхлетним художникам и шестидесятилетним мастерам. Годы здесь не имеют значения: одни начинают заниматься в детстве, другие в зрелом возрасте. Это искусство удивительно и   ещё  тем, что оно преходяще: немного осталось старинных образцов, так как авторы зачастую уничтожали (выкидывали, сжигали) пожелтевшие, или подпортившиеся недолговечные бумажные украшения. И с лёгкостью делали  новые. Мотивация же всегда была: обновить украшения, сделать новый декор к сезонным либо тематическим празднествам, порадовать ребёнка. Каждому народу и стране присуща индивидуальная символика, но, тесно переплетаясь с внутренним миром человека, она становится доступна любому вдумчивому зрителю, отзываясь в нём, как нечто давно знакомое, но сказанное новым языком. Главное - уметь пользоваться инструментами и слушать свой внутренний и окружающий миры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по трудовому воспитанию

Тема: «Вырезанка»

 

 

 

 

 

Составители:

Пельмегова Н.Г,

Нестерова Е.Г.,

Балаболина О.Э.,

Лоптева Г.Г.,

Шарапова В.Е.

 

 

 

 

Сыктывкар

2013 г.

Пояснительная записка.

Возраст детей: 10 -12 лет

Форма реализации – занятие практикум

Это занятие является одним из занятий цикла, где развиваются творческие способности детей. Обучение искусству «вырезанка» дает возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева.Подобные занятия насыщены богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Дети с особыми потребностями в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чём сосредоточиться), нарушения деятельности  (несформированность навыков, трудности планирования, некритичность к своей работе), нарушения мелкой моторики пальцев, лучше усваивают и закрепляют знания, умения, навыки в форме таких коррекционно-развивающих занятий. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась заинтересованность, которую он может применить в жизни. Ребенок не только овладевает универсальными способами действия, выполняя работу через образы, но и  находится в ситуации выбора. Развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств активизируют его, способствуют дальнейшей социальной адаптации, подготовке к современным требованиям рынка труда.Традиции и принципы народного вырезывания из самой обыкновенной бумаги находят сегодня широкое применение во многих сферах декоративно - прикладного творчества и дизайна. Ею украшают интерьеры кабинетов и квартир, страницы учебников и книг, открытки и визитные карточки, игрушки и обереги. В настоящее время в этот ряд добавляется концептуальный арт–объект, иллюстрация, плакат. По оценке искусствоведов, это один из самых перспективных, стремительно развивающихся и востребованных во всём мире видов искусства.

 

1.Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным   традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого  мышления, интереса, фантазии при выполнении работ. Может быть полезна на уроках рисования, труда, занятиях по работе с бумагой, содержит информацию о видеприкладного искусства и его применении в старину и настоящее время.

2.Содержание.

Чтобы сформировать интерес к народному искусству, надо сначала узнать историю его происхождения. Россия всегда была богата на таланты, и народные её умельцы творили и создавали превеликое множество всевозможных предметов народного искусства. Это один из жанров декоративно-прикладного искусства, которое в наши дни стало практически забытым и лишь в самом конце 20 века стало понемногу возрождаться. Речь идёт о так называемом художественном ажурном вырезании из бумаги, которое известно у многих народов и у каждого под своим собственным названием. Этот вид творчества появлялся в тех местностях, где существовало производство бумаги. Более того-бумаги доступной, то есть недорогой. И, конечно, начало было положено в стране, которая, возможно, сразу представилась вам после слова «бумага» - Китае. В Китае искусство ажурной бумаги называют «цзяньчжи», на Украине - вытынанка,в Белоруссии- выцинанка.В Западной Европе более всего было распространено искусство вырезания бумажных силуэтов, в России чаще всего называли вырезанками или выстриганками. Название этому жанру дал сам способ создания: ведь для того, чтобы появилась бумажная ажурная картинка не нужно ничего, кроме листа бумаги и ножниц, причём крестьяне и другой

простой люд использовали для тончайшей и филигранной работы большие, и, казалось бы, на первый взгляд, неуклюжие ножницы для стрижки овец. Самое большое своё распространение в России вырезанки имели в 19-начале20века,когда бумага не была уже предметом роскоши и её покупку могли себе позволить даже самые бедные люди. В немалой степени этому способствовало снижение цены на бумагу. Ажурными бумажными салфетками украшали столы, ажурные полотенца вешали в так называемых «красных углах», окна занавешивали узорными шторами. Чаще всего русские народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали глубинную славянскую символику, которая уходит своими корнями в языческое, дохристианское прошлое Руси. Благодаря умелым рукам мастера получались ажурные изделия, иногда - настоящие шедевры. В наше время на выставках народного творчества выставляются работы, принадлежащие разным умельцам - четырёхлетним художникам и шестидесятилетним мастерам. Годы здесь не имеют значения: одни начинают заниматься в детстве, другие в зрелом возрасте. Это искусство удивительно и   ещё  тем, что оно преходяще: немного осталось старинных образцов, так как авторы зачастую уничтожали (выкидывали, сжигали) пожелтевшие, или подпортившиеся недолговечные бумажные украшения. И с лёгкостью делали  новые. Мотивация же всегда была: обновить украшения, сделать новый декор к сезонным либо тематическим празднествам, порадовать ребёнка. Каждому народу и стране присуща индивидуальная символика, но, тесно переплетаясь с внутренним миром человека, она становится доступна любому вдумчивому зрителю, отзываясь в нём, как нечто давно знакомое, но сказанное новым языком. Главное - уметь пользоваться инструментами и слушать свой внутренний и окружающий миры.

 

 

3.Введение.

Почему именно работа с бумагой?

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением  талантливых детей и работой с ними. Развитие творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств способствует дальнейшей социальной адаптации, подготовке к современным требованиям рынка труда. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков. Мудрость и талант народных мастеров живут в веках,   передаваясь от поколения к поколению. Древние искусства народных промыслов, как родники, несут в себе животворную свежесть.

Обучение искусствувырезанкидаёт уникальную возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева. Дети с особыми потребностями в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чём сосредоточиться), нарушения деятельности  (несформированность навыков, трудности планирования,некритичность к своей работе), нарушения мелкой моторики пальцев, лучше усваивают и закрепляют знания, умения, навыки в форме таких коррекционно-развивающих занятий. Такие работы помогают снимать усталость, напряжение, могут быть использованы как один из приёмов психологической разгрузки.

4.Целевая аудитория: 7 класс.

 5.Методическое обоснование темы.

   Занятие-практикум построено  на основе практической работы, по принципу диалога,  осуществления  связи теории с практикой.

 

   Цель: формирование потребности детей в приобретении умений и навыков освоения техники «вырезанка».

    Задачи:

  • Образовательная:
  • Знакомство с техникой «вырезанка», видами вырезанки.
  • Воспитательная:
  • Формирование ценности и уникальности   техники  «вырезанка»
  • Коррекционная:
  • Формирование осознанного речевого высказывания
  • Формирование умений и навыков работы с канцелярским ножом

   6.Форма реализации – занятие - практикум.

    Цель творческих работ – внимательное наблюдение, глубокое осмысление, возможность реализовать свои неординарные замыслы, выработать свой, индивидуальный стиль  деятельности, формирование художественно – творческой активности, познавательного отношения к делу. Особое место занимает коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Коллективные творческие работы дают возможность ребёнку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Подобные занятия насыщены богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Развитие творческих способностей, коммуникативных и личностных качеств по данной теме безгранично. Традиции и принципы народного вырезывания из самой обыкновенной бумаги находят сегодня широкое применение во многих сферах декоративно - прикладного творчества и дизайна. Ею украшают интерьеры кабинетов и квартир, страницы учебников и книг, открытки и визитные карточки, игрушки и обереги. В настоящее время в этотряд добавляется концептуальный арт–объект, иллюстрация, плакат. По оценке искусствоведов, это один из самых перспективных, стремительно развивающихся и востребованных во всём мире видов искусства.

7.Оборудование:                                                              

Картины, предметно – операционный план.

Материалы: бумага, простые карандаши.

 Инструменты и приспособления: канцелярские ножи, маникюрные ножницы.

 Выставка: картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: лена (25.03.2014)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Погода
    Гидрометцентр России